23.11.2010

Искусственная кожа на основе фибрина

Для скорейшего заживления глубоких кожных ран часто используют искусственно созданный аналог кожи, так называемый дермальный эквивалент. Как правило, он представляет собой клетки соединительной ткани – фибробласты, распределенные в коллагеновом геле. Однако специалисты Института цитологии РАН продемонстрировали, что дермальные эквиваленты на основе фибрина не хуже коллагеновых, и при этом лишены некоторых их недостатков. Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007−2012 гг».

21.11.2010

Учёные предложили упрощённый алгоритм калибровки радаров

Заметное влияние на точность измерения объектов радиолокационными методами оказывают различные шумы и несовершенство конструкции радаров. Искажения сигнала особенно сильно проявляются при дистанционном исследовании объектов с борта самолёта. Неверная оценка расстояния до объектов может привести к авиакатастрофе (например, при посадке в условиях ограниченной видимости). Сотрудники Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова разработали алгоритм компенсации аппаратурных искажений радара для зондирования Земли в случае неполной калибровки устройства.

19.11.2010

Атеросклероз можно лечить антибиотиками

Сегодня считается доказанным, что хламидийная инфекция является фактором риска в развитии атеросклероза. Уже были проведены первые успешные эксперименты по включению антибиотиков в схемы лечения этой болезни. Однако до сих пор остается непонятным, связан ли эффект антибиотиков только с подавлением жизнедеятельности бактерий, или они сами по себе оказывают противовоспалительное действие и тем самым стабилизируют атеросклеротическую бляшку. Чтобы ответить на этот вопрос, ученые из Курска лечили антибиотиками макролидного ряда экспериментально вызванный у животных атеросклероз, не связанный с заражением хламидиями.

19.11.2010

Генная терапия поможет справиться с микоплазмами и хламидиями

Антимикробные пептиды, выделенные из ядов членистоногих – перспективные конкуренты привычных антибиотиков. Однако их введение в организм связано с рядом сложностей (например, они могут распадаться в организме раньше времени, их дорого синтезировать, они могут вызывать аллергию). Поэтому российские ученые разработали новый подход: в клетки животных внедряют гены, кодирующие антимикробные пептиды. При столкновении с инфекцией эти гены можно активировать, и клетки сами начнут производить лекарство.

18.11.2010

Жители Сибири склонны к атеросклерозу не больше жителей Европы

Ученые из Новосибирска изучали распространение разных вариантов гена апоЕ, ассоциированного с развитием атеросклероза, среди жителей Сибири. Выяснилось, что частота аллеля ε3, который считается наиболее благоприятным, составляет в этой популяции около 80% даже при исследовании генотипа людей, уже заболевших атеросклерозом. В Европе частота встречаемости этого варианта гена примерно такая же, а в мире колеблется от 60 до 88%.

17.11.2010

Российские ученые картировали дно озера Восток

Сотрудники Полярной морской геологоразведочной экспедиции, Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Российской антарктической экспедиции картировали дно антарктического подлёдного озера Восток. Данные об озере ученые получили в результате комплексных сейсмических и радиолокационных исследований. Работа выполнена при поддержке подпрограммы «Антарктика» ФЦП «Мировой океан» и РФФИ.

17.11.2010

Полисахарид лиственницы позволяет снизить дозу лекарства

Уменьшить токсичность лекарства, не снижая его эффективности, позволяет клатрирование – образование комплекса препарата с природными полисахаридами. Специалисты Новосибирского института органической химии им. Н.Н.Ворожцова СО РАН исследовали клатрирующие свойства полисахарида лиственницы арабиногалактана.

17.11.2010

Защита от вирусов на генетическом уровне

Открытие явления РНК-интерференции и понимание её механизмов привело к пересмотру многих взглядов на молекулярные процессы в живой клетке. Оказалось, что малые РНК, которые долгое время считали совершенно бесполезными, способны регулировать активность генов, связываясь с информационной РНК и препятствуя синтезу белков. Более того, этот механизм используется не только для регуляции собственных генов, но и для подавления генов вирусов. Группа российских ученых предполагает, что значительная часть генома млекопитающих может кодировать последовательности таких антивирусных РНК.

16.11.2010

Наноструктуры на основе драгоценного камня

Специалисты Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН разработали новый метод синтеза композитных материалов из синтетического опала и оксидов ванадия. Такие материалы обладают необычными оптическими свойствами. Раньше их получали путём осаждения оксидов ванадия (V2O5 и VO2) из раствора, но в новой работе ученые показали, что использовать расплавленный оксид ванадия V2O5 намного эффективнее.

16.11.2010

Теория упругости не всегда справедлива для стекол

Для описания колебаний атомов кристалла существует специальная квазичастица – фонон, квант звуковой волны. В аморфных веществах (не обладающих упорядоченной кристаллической структурой) 90% колебаний приходится на другие, делокализованные колебательные возбуждения, названные диффузонами. Сегодня этот новый тип квазичастиц активно изучается в Санкт-Петербургском политехническом университете. Понимание особенностей распространения колебательных волн в аморфных структурах позволит создавать новые материалы с заданными свойствами, такими, как высокая теплопроводность.