17.03.2011

Российские учёные получили нетоксичный препарат эритропоэтина

Для лечения анемий, вызванных тяжёлыми заболеваниями, часто используют препараты на основе эритропоэтина. Однако эти лекарства обладают сильными побочными эффектами. Специалисты НИИ фармакологии СО РАМН и  ООО «Саентифик фьючер менеджмент» установили, что эритропоэтин, иммобилизованный на низкомолекулярном полиэтиленгликоле с помощью ионизирующего излучения, эффективен, но при этом нетоксичен. Работа выполнена при поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы».

28.12.2010

У лимфатических узлов обнаружена новая функция

Помимо кровеносной системы, в нашем организме есть ещё лимфатическая. Жидкость в этой системе движется за счет ритмических сокращений лимфатических сосудов. Специалисты лаборатории физиологии кровообращения Института физиологии им. И.П.Павлова РАН полагают, что роль дополнительных насосов в лимфатической системе могут выполнять лимфатические узлы.

28.12.2010

Дождевые черви против лютых морозов

Способность животных выдерживать экстремальные условия представляет общебиологический и даже, можно сказать, общечеловеческий интерес: вдруг у них удастся позаимствовать что-нибудь полезное для здоровья? Специалисты Института биологических проблем севера ДВО РАН обнаружили, что яйцевые коконы дождевого червя Dendrodrilus rubidus tenuis обладают практически неограниченной устойчивостью к холоду. При этом черви демонстрируют механизм устойчивости к низким температурам, не характерный для других животных. Коконы выдерживают температуру жидкого азота (-196°С), и исследователи собираются проверить, переживут ли они пребывание в жидком гелии, при температуре -269°С. Работу ученых поддержал РФФИ.

28.12.2010

Выжечь рак калёным железом поможет магнитное поле

Наночастицы феррита, введенные в опухоль, могут выделять тепло при воздействии магнитного поля. Нагревание раковых клеток до 43−45 °С приводит к их гибели. Российские физики определили, какими характеристиками должно обладать магнитное поле для эффективного уничтожения опухоли.

27.12.2010

Плёнки нитрида кремния теперь можно выращивать на обычном стекле

Устойчивость нитрида кремния к механическим, температурным и химическим воздействиям позволяет широко использовать его в микроэлектронике. Следующая потенциальная область применения – это оптоэлектроника: кластеры кремния, которые могут формироваться в плёнках, обладают способностью к фотолюминесценции. Для синтеза плёнок из нитрида кремния требуется прочная тугоплавкая подложка, и этот факт заметно удорожает производство вещества. Физики из России и Германии предложили технологию получения плёнок с помощью фемтосекундного лазера на подложке из обыкновенного стекла.

23.12.2010

Как повысить эффективность солнечных батарей?

Использование солнечной энергии – важнейшая задача современной альтернативной энергетики. Новые типы батарей появляются регулярно, и быстро находят применение. Большинство лабораторий сегодня работает над повышением КПД солнечных батарей – от достигнутых 20 до теоретически ожидаемых 30 процентов. Российские учёные подошли к вопросу с другой стороны: КПД батареи из мультикристаллического кремния, предложенной ими, не больше, чем у других батарей, но зато её производство обходится значительно дешевле.

И мой сурок со мною

Сурок – ценное пушное животное, его шкурки идут на шубы и шапки, а еще у него вкусное мясо, целебный жир и красивые резцы, которые, оправив в серебро, используют как украшение. В нашей стране начинают развивать промышленное сурководство. Технологию содержания этих животных разрабатывают специалисты лаборатории разведения пушных зверей ГНУ ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М.Житкова Россельхозакадемии. Статья о работе опубликована в последнем номере журнала «Вестник Вавиловского общества генетиков и селекционеров».

23.12.2010

Управление пламенем с помощью звука

Детонация газа – это хороший способ получить много энергии за короткий промежуток времени. Однако детонационное горение очень трудно контролировать, что ограничивает его применение в промышленности. Группа российских ученых из Объединенного института высоких температур РАН предлагает воздействовать на газообразные смеси, в которых происходит детонационное горение, с помощью акустических полей.

23.12.2010

Ускоритель электронов для получения нанопорошка

Высокоэнергетичный поток электронов выбивает атомы никеля из образца. При последующем осаждении никеля на подложке формируются наночастицы. Российские физики продемонстрировали, что такой способ получения наноразмерных порошков обладает важным преимуществом по сравнению с другими методиками: он позволяет получать фракции наночастиц определенного размера.

23.12.2010

Настой иван-чая защищает от умеренных доз радиации

Далеко не все люди, заболев, идут в аптеку. Многие предпочитают лечиться традиционными средствами. Поэтому очень хорошо, когда действие популярного настоя или отвара проверено не только народным опытом, но и научным экспериментом. Еще лучше, если ученые могут объяснить механизм его действия, и совсем замечательно, когда у старого средства обнаруживают новые свойства. Специалисты ГНУ ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии и биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова обнаружили, что экстракт иван-чая, или кипрея узколистного (Chamaenerion angustifolium) восстанавливает кроветворение у животных, получивших небольшую дозу радиации.